o_proskurin (o_proskurin) wrote,
o_proskurin
o_proskurin

Categories:

Поп-культура (2)

Спасибо всем, кто откликнулся на мой вопрос о Пушкине (комментарии расскринены).

Итак, самое популярное стихотворение Пушкина в 19 веке (и вообще "до революции") – это "Романс" ("Под вечер, осенью ненастной"). Подчеркиваю: популярное не только в кругу образованной ("элитарной", как сказали бы сейчас) публики, но в точном смысле слова - всенародно.

"Романс" был написан в 1814 году, когда Пушкину едва исполнилось (а может быть, еще и не исполнилось) пятнадцать лет.

Вот текст этого стихотворения.

Впервые "Романс" был напечатан в 1827 году, в альманахе Бориса Федорова "Памятник отечественных муз". При жизни Пушкина (в 1828 – 1836) романс перепечатывался в альманахах и песенниках одиннадцать раз, после его смерти – без счета. Текст "Романса" был многократно положен на музыку (самый известный из композиторов, приложивших к нему руку, – Н. Титов; большинство – безыменные).

"Романс" стремительно завоевал популярность и любовь в разных социальных слоях. Его действительно пела "вся Россия". Аполлон Григорьев в "Моих литературных и нравственных скитальчествах" рассказывает о времяпрепровождении гостей его домашнего учителя – московского студента из семинаристов (дело происходит в 1830-х годах):

...гитара переходила из рук в руки, и молодые здоровые голоса, с особенною крылосною грациею и с своего рода меланхолиею, конечно, более, так сказать, для шику на себя напущенною, воспевали...:

Под вечер осенью ненастной
В пустынных дева шла местах...


В атобиографическом рассказе Н. Лескова "Пугало" (действие рассказа относится к 1840-му г.) речь идет о другом подобном наставнике - диаконском сыне Аполлинарии Ивановиче, исключенном из семинарии риторе:

Аполлинарий был юноша светского направления и собирался поступить в "приказные", или, по-нынешнему говоря, в писцы - в орловское губернское правление... он обладал двумя большими талантами, которые могли быть очень приятны в светском обхождении: Аполлинарий играл на гитаре две песни "Девушка крапивушку жала" и вторую, гораздо более трудную - "Под вечер осенью ненастной"...

Композитор А. Т. Гречанинов (1864 – 1956), выходец из купеческой среды, вспоминал (уже в 20 веке) музыкальные впечатления раннего детства: " Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде "Над серебряной рекой, на златом песочке" или "Под вечер осенью ненастной" и т. п.

"Романс" быстро вошел и в репертуар цыганских хоров, и в репертуар уличных исполнителей. А. Н. Островский в пьесе "Шутники" (1864) рисует с этнографической точностью московскую картинку (примечательно место действия – "Ворота, где торгуют картинками"), в которой "Романс" играет немаловажную роль. (Любопытны курьезные искажения текста в песенном бытовании – Островский, по обыкновению, точен и в этом):

Шарманщик с певицей играет "Под вечер осенью ненастной".

Певица (поет)

Под вечер, осенью ненастной,
Пустынным дева шла местам,
И тайный плод любви несчастной
Держала трепетным рукам.
Все были тихи, лес и горы,
Все спали в сумерки ночной,
Она внимательные взоры
Водила с ужасом вокруг...

Да что там цыганки и шарманщики! "Под вечер, осенью ненастной" скоро научились петь... канарейки! Вот что сообщают об этом компетентные источники:

В позапрошлом и в начале прошлого веков у канароводов были распространены так называемые "лянсье", то есть исполнение кенаром музыкальных отрывков или даже целых мелодий. Так, например, известны были канарейки, певшие гимны: "Коль славен" и "Боже Царя Храни", "Славься, славься" и песни: "По улице мостовой", "Под вечер осенью ненастной" и т.д.

Но и это не главное! "Романс" – единственное сочинение Пушкина, которым он по-настоящему стал "любезен народу" (в смысле: социальным низам, вплоть до грамотного крестьянства). Еще при жизни Пушкина текст "Романса" начинает печататься на лубочных картинках с приличествующими иллюстрациями; видимо, самая ранняя из таких картинок (с подзаголовком "Следствие порочной любви") появилась 1832 году. С тех пор лубочные листы, выполненные разными безвестными художниками, печатались непрерывно и имели неизменнный успех. Литератор Г. Д. Гребенщиков (1884 – 1964) в биографической книге "Егоркина жизнь" (описывающей очень специфическую – полусельскую-полушахтерскую - среду) изображает такую сценку из 1880-х годов:

"В Филиппов Пост, перед Рождеством, в ковровой кошевке, на паре лошадей, приехали и ворвались в их бедную избушку три краснощекие с мороза девочки, племянницы Елены, дочки старшей сестры Лизаветы из Таловского рудника: Ольга, Саша и Лиза Жеребцовы. <…>Ольга, старше всех, почти невеста, показывала картинки в красках. Там была "Под вечер осенью ненастной, в пустынных дева шла лесах..." Там был "Полкан Богатырь" -- могучий человек с лошадиными ногами и еще какие-то. Купили в лавке у Зырянова, привезли похвастаться".

Всего известно около 160 (!) лубочных изданий "Романса" (этот список наверняка неполон): мужик вовсю тащил с базара не только Блюхера и милорда глупого, но и солнце русской поэзии А. С. Пушкина – часто, впрочем, не зная, кого тащит (обычно текст печатался без имени Пушкина). Неслыханное количество таких изданий позволило исследователям заключить, что "Романс" был не только самым популярным пушкинским текстом, но и самым популярным в "простом народе" стихотворным текстом вообще!

Уже А. В. Дружинин в рецензии на "Очерк истории русской поэзии" А. Милюкова (1858) меланхолически размышлял о неисповедимых судьбах поэзии и о превратностях читательского успеха: "...как мерить успех поэта на основании временного общего увлечения? Самые популярнейшие из стихотворений Пушкина “Черная шаль” и “Под вечер осенью ненастной”. Эти два посредственные стихотворения обошли всю Россию, проникли в самые низшие слои читателей, но выказывают ли они дарование поэта? Во сколько тысяч раз их выше хотя бы “Борис Годунов”, не имевший никакой популярности и даже критиками принятый холодно?"

(Замечу в связи с "Черной шалью", поставленной Дружининым в один ряд с "Под вечер осенью ненастной": "Черная шаль", действительно, была очень популярна, но никогда не была популярна всесословно).

Чем оказался определен фантастический успех этого - детского в общем-то - сочинения? Наверное, тем, что пятнадцатилетний Пушкин предвосхитил – я бы даже сказал: предопределил - и тематику, и поэтику русского жестокого романса, построенного на душещипательных архетипических ситуациях. В таком романсе непременно должно быть что-то детское.

А сам Пушкин быстро созрел. Ничего похожего на "Под вечер, осенью ненастной" он никогда больше не писал.

Вот если бы на пути юного поэта своевременно встретился какой-нибудь Игорь Крутой - глядишь, вся история русской литературы пошла бы по другому руслу...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments