o_proskurin (o_proskurin) wrote,
o_proskurin
o_proskurin

Categories:

Еше из переписки художников с вождями

Письмо мастеров культуры к Вождю заставляет задуматься о перспективах, открывающихся в светлом будущем для "65 000 художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного, театрально-декорационного, народного искусства". Перспективы, конечно, всех ждут разные. Но нельзя исключать, что для многих они окажутся примерно такими:

Уважаемый Иосиф Виссарионович!

Обращаюсь к Вам с большой просьбой, как к человеку очень глубоко мыслящему и с большой эрудицией.

Вопрос этот волнует многих художников...

Я люблю городской пейзаж, хороших городских пейзажей у нас мало - в живописных произведениях. Часто брожу по московским улицам; переулкам, созерцаю, восторгаюсь... Прекрасны московские пейзажи зимой. Как художник, живущий в Москве, люблю Москву, Московскую архитектуру - улицы и переулки, то окутанные какой -то дымкой, то освещенные ярким московским солнцем. В моменты пассивного созерцания возникает у художника страстное желание воплотить на холст в красках эти прекрасные образные Московские пейзажи, хочется не пассивно созерцать их, а в творческом процессе. Запечатлеть их в живописи, продлить их жизнь настоящего момента на несколько десятков или сотен лет.

Но, увы, это открыто невозможно делать, потому что не разрешено писать с натуры открыто живописные картины с изображением отдельных мест на московских улицах или переулках с интересными архитектурными зданиями, в сочетании с деревьями и окутанные Московским воздухом, обязательно рискуешь быть задержанным, как преступник, и отведен в милицию или в НКВД...

Быть может это происходит еще из-за того, что малокультурный, малокомпетентный или просто невежественный работник из низшего состава милиции или НКВД, не разобравшись в сущности дела, зачастую и не желает разобраться. Срывает творческое рабочее время художника, усматривая в художнике чуть ли не шпиона или диверсанта, за то, что он пишет масляными красками какой-либо этюд городского пейзажа...

Мне не приходилось слышать или читать из историй войн, чтобы живописные картины художников были бы использованы какими-либо врагами как ориентировочный материал для военных нападений, для диверсионных целей, планов или тому подобное: материал слишком громоздкий, неточный, неудобный. Для военно-шпионских или диверсионных целей имеется куда более совершенные, точные и удобные материалы: точные планы, точные фотоснимки, аэрофотоснимки и др...

На основании вышеизложенного прошу дать мне какое-либо авторитетное разрешение на право писать картины-пейзажи с натуры...

Вуцен Альберт Иванович 31 января 1947 г.


Письмо, адресованное Сталину, было перенаправлено К. Е. Ворошилову, по должности ведавшему вопросами культуры (sic!), а тем – в Комитет по делам искусств, к М. Б. Храпченко. Вот ответ:

ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
Товарищу ВОРОШИЛОВУ К. Е.

В связи с письмом художника Вуцен А. И. на имя товарища Сталина И. В. от 31 января 1947 г. по вопросу предоставления права художникам писать городские пейзажи с натуры Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР сообщает:

Разрешения на право работы над городскими пейзажами с натуры выдаются художникам гор. Москвы органами Министерства государственной безопасности по ходатайствам Московского Союза Советских Художников.

Разрешения предусматривают определенное место и время работы, причем продолжительность времени незначительная.

Длительный период времен оформления разрешений лишает многих художников возможности написать городской пейзаж с натуры и заставляет их прибегать к срисовыванию пейзажа с фотографий, что значительно снижает художественную ценность и оригинальность произведения.

Такие условия являются препятствием к широкому отражению в произведениях изобразительного искусства столицы нашей родины - Москвы и затрудняют работу художников над изображением значительных общественно-политических событий, совершающихся в Москве...

В связи с этим Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР считал бы желательным, по возможности, увеличить время и расширить зону работы для художников, получающих право писать городские пейзажи с натуры.

Председатель Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР Храпченко.


Второй ответ пришел от заместителя Министра внутренних дел Рясного:

МВД СССР не имеет возражений против предоставления художникам-живописцам права писать городские пейзажи с натуры.

В отношении правительственных зданий считаем целесообразным предварительно запросить мнение МГБ СССР.


Более подробно см. здесь.

А ведь в свете происходящего на идейно-художественном фронте (от борьбы министра культуры за духовность до холуйского письма академиков) Михаил наш Борисович Храпченко* начинает казаться почти что братьями Гракхами...

*) См. о нем мой ЖЖ-этюд:
Часть первая.
Часть вторая.
Часть третья.
Часть четвертая.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • знакомый до слез

    Словно вернулся на историческую родину после долгого отсутствия. С одной стороны - как будто ничего совсем и не изменилось. Жизнь продолжается (что…

  • (без темы)

    С Новым Годом!

  • Югъ. Перекресток.

    St(??) Jackson Dr = Stonewall Jackson Dr.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • знакомый до слез

    Словно вернулся на историческую родину после долгого отсутствия. С одной стороны - как будто ничего совсем и не изменилось. Жизнь продолжается (что…

  • (без темы)

    С Новым Годом!

  • Югъ. Перекресток.

    St(??) Jackson Dr = Stonewall Jackson Dr.